Приватизация как процесс передачи в собственность гражданам жилья несложен. За много лет с начала приватизации граждане уяснили порядок действий при желании приватизировать жилье. В результате более половины жилого фонда различных городов к 2020 году приватизировано. Но некоторые граждане испытывают затруднения при приватизации определенной категории жилья. Это ведомственное или служебное жилье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Общие положения

Приватизация – это передача государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц.

Если речь идет о приватизации жилого фонда, то это передача муниципальных квартир, стоящих на балансе у местных или федеральных органов власти в собственность граждан.

ЖК России делит жилье по категориям. Обычно без проблем приватизируется муниципальное жилье, которое человек занимает на основании договора социального найма, либо ордера на вселение.

Но в законе содержится понятие специализированного жилья. В него входят помещения, которые используются для проживания граждан в течение определенного промежутка времени.

Например, пока идет капитальный ремонт в квартире, либо расселяется дом, который по своей категории аварийный. Кроме того, к специализированному жилью относятся общежития и служебные помещения.

Кроме того, к категории служебного жилья относятся помещения, предоставляемые человеку на период работы в определенной организации, которая и является владельцем жилья.

Если работник ушел из этой организации через увольнение, он и члены его семьи обязаны покинуть помещение.

Но из общего правила существуют исключения, связанные с перечнем случаев, перечисленных в законе, когда имел место летальный исход нанимателя, увечье, полученное на предприятии, дети-сироты и т.д.

Что это такое

В понятие «специализированное жилье» входят общежития, дома, используемые для временного проживания граждан, помещения служебного назначения.

К последней категории причисляются комнаты, квартиры, которые предоставлены гражданам не во владение, не по договорам социального найма муниципального жилья, а по работе.

Жилье передается гражданам по договору, при этом срок действия соглашения не должен быть больше, чем заключенный контракт.

После окончания трудовой деятельности гражданина, квартиросъемщик обязан покинуть помещение служебного назначения.

В силу правого положения служебного помещения приватизировать его сложно. Кроме того, статья 4 Закона о приватизации прямо запрещает приватизировать рассматриваемую категорию жилья.

Таким образом, по общему основанию приватизировать жилье служебного назначения нельзя. Не стоит терять время и обращаться в жилищный отдел местного органа власти.

Его власть не распространяется на служебное жилье, поскольку квартира может принадлежать определенному ведомству или предприятию.

Есть ли выход из этой ситуации? На самом деле, приватизация служебного жилья может быть осуществлена, если на нее даст согласие собственник.

То есть, ведомство или организация, которой принадлежит квартира. В этом состоит основное отличие от приватизации муниципального жилья.

В традиционной процедуре граждане могут рассчитывать на приватизацию, а местная власть оформляет эту процедуру, она не может запретить людям воспользоваться своим правом.

Кто попадает под категорию

К ним относятся:

Показатели Описание
Работники ведомств, предприятий собственников квартир, комнат
Люди, которые вынуждены проживать в маневренном фонде из-за определенных обстоятельств

 

Что касается работника предприятия, то приватизация проводится в разрешительном порядке.

Это не может считаться правом ведомственного работника приватизировать жилье. Скорее, это добрая воля работодателя, который может разрешить приватизацию.

Нужно отметить, что вероятность такой приватизации не является нулевой. Например, случается так, что предприятия стремятся привлечь к себе специалистов с высоким профессионализмом.

Есть вероятность, что, проработав в организации некоторое время, человек получит разрешение на передачу ему в собственность квартиры или комнаты.

Кроме того, может случиться и так, что предприятию будет выгоднее снять со своего баланса жилое помещение. Тогда оно и передаст его в собственность гражданину.

В этих случаях необходимо подать заявление в адрес администрации ведомства. Срок рассмотрения заявлений от работника составляет примерно 2 месяца.

Администрация рассматривает заявление, в результате выносит решение. Оно может быть положительным или отрицательным.

Если решение администрации не в пользу гражданина, то на этом все заканчивается.

По закону никто не имеет права принудить собственника расстаться со своим имуществом. Хотя можно обратиться в суд, где администрация выступит ответчиком.

Куда следует обратиться

Если администрация ведомства или предприятия решила пойти навстречу работнику, необходимо жилье убрать из категории «служебное».

Для этого существует процедура, условно делящаяся на этапы:

Показатели Описание
Предприятие передает помещение жилого назначения во владение местной администрации определенные вопросы решаются на основании соглашений, заключенных между двумя организациями, а также нормативных актов
После передачи, сбора всех необходимых документов гражданин обязан подать заявление в муниципальный орган который занимается приватизационным процессом
Заявление подается вместе с документами, которые необходимы для приватизации в традиционном порядке

к числу документов относят:

 

Документы рассматриваются, и муниципальная власть принимает уже свое решение. Оно также может быть как положительным, так и отрицательным.

Второй случай происходит из-за того, что местные органы власти находят в документах основания для отказа в приватизации.

Если отказ произошел из-за недочетов, допущенных в документах, гражданин вправе их исправить. После этого он повторно имеет право обратиться за услугой.

Возможность приватизации служебного жилья

Приватизация служебного жилья, несмотря на запрет в законе, возможна. Это происходит в строго определенные случаи.

Это редкость, тем не менее, закон оставил для населения эту возможность.

Когда допускается

Приватизация допускается, когда ведомство, где работает гражданин, согласилось передать жилое помещение в его собственность.

Для этого, прежде всего, необходимо жилое помещение изъять из категории служебного.

Бюджетниками

Приватизация служебного помещения проводится в разрешительном порядке. Алгоритм действий предполагает согласие собственника.

Для этого нужно подать заявление руководству организации или предприятия, на балансе которого находится квартира.

Бюджетники, при наличии согласия, приватизируют жилье в общем порядке. Некоторые из государственных предприятий вводят на них систему поощрения ценных работников и без труда соглашаются списать со своего баланса жилье.

С заявлением к собственнику обращается работник, который трудится на предприятии по трудовому контракту.

Приватизационный процесс жилого помещения запускается с согласия всех членов семьи.

Если собственник помещения отказывается от приватизации, то возможен судебный путь разрешения спорного вопроса, хотя некоторые процессы заканчиваются не в интересах заявителя.

Военнослужащими

Служебное жилье, в котором живут военнослужащие, причисляется к фонду МО РФ. Оно предназначается для военнослужащих, обеспечивающих безопасность страны.

Иными словами, служебное жилье является одним из инструментов, при помощи которых военное ведомство исполняет свои задачи в полном объеме. Приватизация жилья во внесудебном порядке возможна, но только с согласия МО РФ.

Но военнослужащие не смогут приватизировать жилое помещение, если оно находится в аварийном состоянии, располагается в пределах закрытого военного городка.

Документы для приватизации жилья военнослужащим:

  1. Заявление.
  2. Выписка о праве нанимателя на квартиру.
  3. Выписка об иной недвижимости, если она принадлежит военнослужащему на праве собственности.
  4. Справка о неучастии в приватизационной процедуре.
  5. Копии паспортов всех участников процесса.
  6. Решение Департамента жил обеспечения МО РФ о предоставлении квартиры по договору соцнайма.
  7. Договор социального найма.
  8. Выписка из домовой книги.
  9. Паспорта на квартиру — технический, кадастровый.
  10. Выписка из приказа МО РФ об увольнении с военной службы (при необходимости).
  11. Отказ от приватизации члена семьи, заверенный в нотариальном порядке (при необходимости).

Для снятия с жилья статуса «служебного» военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Алгоритм действий

Для того чтобы приватизировать служебное жилье, необходимо написать заявление. Его направить собственнику, на чьем балансе находится квартира.

Собственник служебного жилья – это предприятие, организация, где работает сотрудник.

Требуемые документы

Комплект документов аналогичен перечню бумаг, который необходимо предоставить при традиционной приватизации. То есть, при передаче в собственность гражданам муниципальной квартиры.

К перечню относят:

  • паспорта всех участников приватизации, копии;
  • кадастровый паспорт на объект недвижимости;
  • договор найма;
  • технический паспорт на объект недвижимости;
  • справка о неучастии в приватизации.

Подача заявления

Подача заявления на приватизацию является вторым этапом этой процедуры. Сначала предприятие, которое выдало разрешение гражданину на приватизацию, должно снять жилье с категории «служебного» и передать его муниципалитету.

Документы рассматриваются, по результату выносится решение. В случае их соответствия нормативным требованиям, оформляется договор в собственность.

Он регистрируется в Росреестре, выдается свидетельство на право собственности.

Если суд  не согласен с приватизацией, отказывает в ней, можно попробовать разрешить спорное правоотношение с иском о признании незаконности отказа.

К исковому заявлению прилагается договор найма, справка о членах семьи истца, выписка из ЕГРН, отказ собственника.

Суд будет рассматривать спорное дело. Его положительному решению поспособствует отсутствие зарегистрированного статуса у жилья служебного помещения.

Собственники обязаны были перевести его в эту категорию.

Кроме того, преимуществом будут пользоваться граждане, которые отработали более 10 лет на предприятии, ушли на пенсию, были уволены с предприятия по сокращению, получили инвалидность.

Примеры

Бюджетники

Гражданину Иванову И.И. была предоставлена служебная квартира. Его семья состоит из 4 человек. Квартира была предоставлена на основании ордера. В 1997 году Иванов уволился с предприятия по собственному желанию.

Предприятие осталось владельцем жилья. Но собственник не предъявлял к Иванову никаких требований, связанных с тем, чтобы семья освободила служебное помещение.

В 2001 году дом, где находится квартира, был передан местным органам власти, причем безвозмездно.

Но администрация города отказала Иванову в приватизации, подсчитав, что квартира остается служебной и в общем порядке ее нельзя приватизировать. Иванов обратился за помощью к судебному органу.

Суд принял решение об удовлетворении требований истца, при этом были учтены следующие обстоятельства:

Показатели Описание
Жилое помещение было отдано в муниципальную собственность в 2001 году
Местная администрация не вынесла решения о том, что квартира причисляется к специализированному жилому фонду
Решение о присвоении квартире категории служебной не может быть принято после того, как жилец в нее вселился

 

Военнослужащие

Гражданин Линьков является военнослужащим. В 2006 году он получил квартиру, заключив договор найма служебного помещения.

В 2009 году уполномоченный орган власти (квартирно-эксплуатационное управление) включило эту квартиру в специализированный жилой фонд.

Об этом было вынесено соответствующее решение. Линькову отказали в приватизации квартиры.

Основанием к отказу послужило то, что жилье является служебным, соответственно, оно не подлежит приватизации согласно положениям закона. Линьков обратился за помощью в суд.

Государственный орган вынес решение, в котором признал незаконность действий квартирно-эксплуатационного управления.

Статус жилью «служебное» был присвоен после того, как наниматель вселился в квартиру. Факт того, что с нанимателем был заключен договор служебного найма, не может служить главной помехой к приватизации квартиры.

Видео: приватизация служебного жилья

Важные нюансы

Если администрация предприятия, ведомства не согласна на приватизацию, то гражданин имеет право потребовать принудить их. Это делается посредством написания искового заявления в суд.

Иски подаются к администрации предприятия с требованием обратиться к муниципалитету с заявлением о передаче ему жилого помещения, либо к муниципалитету с требованием о передаче жилья в собственность истца.

Соответственно, администрация предприятия или муниципалитет являются в споре ответчиками. Этот путь нелегок, но судебная практика показывает, что добиться приватизации через суд возможно.

Перевести помещение из категории «служебное» в частное можно не только при участии суда.

Никто не запрещает собственнику продать или подарить свое имущество, в данном случае, речь идет о квартире. Эти способы не могут быть рассмотрены как приватизация.

Если гражданин уже раз воспользовался правом на приватизацию, более одного раза это сделать нельзя.

Исковый срок давности договора приватизации служебного жилья составляет три года согласно ст. 181 ГК РФ.

В частности, положения закона устанавливают, что сроки исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности сделки (ничтожной) и о признании судом недействительным договора составляет 3 года.

Чем регулируется

ЖК РФ от 2004 года:

Статья Описание
Ст. 7 определяет правовой режим жилого помещения, которое принадлежит государственным унитарным предприятиям

 

Определения Верховного суда, разъяснения:

Номер Описание
№35-В-06-12 о защите права на приватизацию

 

Закон:

Номер Описание
1541-1 о приватизации от 1991 года

 

Также немаловажным является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Самым эффективным способом решения проблемы является обращение с иском в суд через юриста. Конечно, этот способ является затратным. Гражданин не может знать всю нюансы действующего законодательства наравне с профессионалом.

Но если возможность нанять специалиста отсутствует, то можно составить иск самостоятельно. Прежде всего, в заявлении к суду необходимо отразить существенные моменты, присущие конкретному делу.

В частности, это может касаться самого процесса предоставления служебного помещения, основных этапов проживания в квартире, пояснений к возникшему спору.

Кроме того, гражданин должен в обязательном порядке указать, по какой причине он обращается в суд.

Например, из-за отказа собственника квартиры. Нужно в также приложить копии квитанций, подтверждающих оплату коммунальных услуг, иных обязательных платежей.

Этими документами заявитель подтверждает добросовестность в отношении содержания служебного жилья.

Одной из главных проблем перевода жилья из категории «служебного» является пробелы в нормативно-правовой базе. Поэтому при решении этих вопросов суды отталкиваются от сложившейся практики.